Актуальная информация в сфере утилизации отходов

Официальная позиция СРО «Ассоциации утилизаторов отходов «Клевер» по законопроекту о РОП

Ассоциация «Клевер» ведет активный диалог на различных площадках с органами законодательной и исполнительной власти с целью донести точку зрения утилизаторов по различным вопросам. В частности, сейчас идет обсуждение законопроекта №345338-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования системы расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки).

Мы обобщили все высказываемые мнения участников, членов Ассоциации, и сформировали свою официальную позицию по данному законопроекту.

СРО «Ассоциация утилизаторов отходов «Клевер» поддерживает законопроект и, в связи с его подготовкой к рассмотрению в первом чтении Государственной Думой Российской Федерации, обращает внимание на следующее:

1. В результате обращения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко от 29.07.2022 г. №8922п-П11 на имя Президента Российской Федерации, появилось поручение №Пр-1419 от 11.08.2022 г., в соответствии с которым отказ от «норматива утилизации упаковки» (то есть отказ от понижающего коэффициента и переход к оплате за весь объем выпускаемой упаковки) должен состояться с 01.01.2025 г. Считаем необходимым учитывать данную информацию при обсуждении сроков перехода к 100% нормативу.

2. Целевые показатели по утилизации упаковки в Европе – это те цифры, к которым стремятся страны Европы по объему утилизации. К примеру, в Европе сейчас целевой показатель по упаковке из стекла – 60%, на 2030 г. целевой показатель – 75%. Указанные целевые показатели некорректно приравнивать к «нормативу утилизации» - понятие, которое используется в нашей стране. Оно имеет совершенно иное смысловое значение и является составной частью формулы для расчета размера экологического сбора. Когда речь идет о повышении норматива утилизации в Российской Федерации до 100%, то предлагается не утилизировать 100% отходов, а увеличить размер экологического сбора (в соответствии с принципом «загрязнитель платит» производитель платит за весь объем будущих отходов), что, в свою очередь, повлечет большую заинтересованность субъектов РОП обращаться к возможности утилизации, так как она будет дешевле размера экологического сбора. Этот подход приведет к развитию отрасли утилизации и созданию тысяч новых рабочих мест.

3. СРО «Ассоциация утилизаторов отходов «Клевер», а также ППК РЭО, Минэкономразвития России производили расчеты по вопросу влияния 100% норматива утилизации на цены товаров для конечного потребителя. Расчеты показывают, что рост цен будет незначительным и среднее значение для товаров, в том числе из потребительской корзины, составляет 0,11% от текущих цен. Рост цен по группе «Шины, покрышки» составит не более 0,88% от текущих цен, по группе «Электроника» - 1,15% от текущих цен.

4. В законопроект о РОП необходимо внести корректировки юридико-технического характера, устраняющие неясности формулировок и опечатки/описки. Список всех пунктов будет дополнительно предоставлен в адрес разработчика Законопроекта о РОП.

5. Представляется целесообразным на обсуждениях Законопроекта о РОП больше внимания в презентационных материалах уделять РОП как механизму для переосмысления упаковки/упаковочных решений и товаров (дизайн, состав и т.п.). Такое обсуждение РОП будет приводить к более глубокому пониманию принципов работы РОП, которые не сводятся только лишь к утилизации отходов от выпущенных товаров и упаковки, но служит сокращению объемов товаров и упаковки, что влияет на будущие объемы отходов. Таким образом, в соответствии с принципами обращения с отходами РОП служит не только целям утилизации, но и целям сокращения образования отходов.

Дополнительно отмечаем, что достижение национальных целей по сокращению полигонного захоронения возможно только с развитием отрасли утилизации. Отрасль утилизации может получить развитие за счет 100% норматива утилизации, при этом денежные средства от РОП должны поступать в утилизационную отрасль непосредственно (не в форме займа, в том числе облигационного) для компенсации затрат в соответствии с ч.11 ст. 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»