Интервью

Марина Олейник: «Наши производственные мощности растут ежегодно, и мы не планируем останавливаться»

Публикуем очередное интервью, вышедшее в коллаборации Ассоциации «Клевер» со «Справочником эколога» в №4 (апрель) 2024 г. Сегодня нашим гостем стала Марина Васильевна Олейник, заместитель директора по экологическим и правовым вопросам ООО «Агентство "Ртутная безопасность"».

Справка.
ООО «Агентство «Ртутная безопасность» работает на рынке утилизации промышленных отходов более 20 лет. За это время предприятие наработало практический опыт применения многих технологий переработки отходов, экспериментировало с разными научно-исследовательскими институтами, специализирующимися на разработке новых методов утилизации опасных отходов, чтобы выработать оптимальные способы с экологической и экономической сторон.
В 2024 году Агентство присоединилось к саморегулируемой организации «Ассоциация утилизаторов отходов "Клевер"», которая объединяет ведущие компании в сфере утилизации и переработки отходов.

Клевер: «Ртутная безопасность» занимается утилизацией промышленных отходов. Какие виды отходов вы перерабатываете, каковы объемы производства, какие технологии используете?

Марина Васильевна: На этапе своего становления ключевым направлением деятельности стала утилизация отработанных ртутьсодержащих люминесцентных ламп. Исторически сложилось, что производственная территория предприятия граничит с основанным в советский период заводом по переработке ртутьсодержащего сырья с извлечением в товарную продукцию. Получаемый в результате переработки таких ламп люминофор (демеркуризованные в соли остатки ртути) стал сырьем для НПП «Кубаньцветмет». Очищенная ртуть применяется для производства химических соединений: нитрата и сульфата, хлорида и розанида, сульфида и дийодида ртути, пользующихся спросом в химической, электротехнической промышленности, приборостроении, медицине и художественных промыслах. Таким образом, остатки этого металла в отработанных приборах освещения получают вторую жизнь.
По мере расширения производственной территории, увеличения спроса на услуги со стороны бизнеса стал формироваться участок термического обезвреживания медицинских отходов, отработанной тары и упаковки, некоторых видов нефтеотходов, не подлежащих утилизации, пищевых и строительных отходов. К 2013 году налажена переработка отходов незагрязненного пластика и полимеров, появился первый опыт переработки отработанных шин и покрышек, неликвидов (так называемых хвостов). В 2017 году введено в промышленную эксплуатацию оборудование, позволяющее в разы увеличить объемы перерабатываемых отходов резинотехнических изделий (РТИ), нефтеотходов с высоким содержанием нефтепродуктов.
Предприятием налажен сбор оргтехники, электроприборов и оборудования, металла, аккумуляторных батарей для передачи на утилизацию в ведущие перерабатывающие компании края и страны.

Клевер: К какому классу опасности относятся ртутьсодержащие отходы?

Марина Васильевна: Ртутьсодержащая лампа — отход первого класса опасности.
И в данном направлении переработки приходится сталкиваться с определенными барьерами. Сегодня предприятия-отходообразователи могут сдавать отходы I–II класса опасности только через площадку ФГИС ОПВК и договор с Федеральным экологическим оператором.
Проведенное законодательное реформирование системы управления наиболее опасными отходами производства и потребления I и II класса в ближайшей перспективе позволит решит одну из наиболее остро стоящих проблем в отрасли — ограниченный доступ к информации о схеме потоков отходов от источников образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов; а также вывести на новый уровень экологическое нормирование и государственный контроль за всеми стадиями обращения с отходами I и II класса опасности.
Однако государственное регулирование тарифов на услуги ФЭО не позволило снизить уровень ценовой конкурентоспособности недобросовестных переработчиков и транспортировщиков, допускающих демпинг цен на рынке услуг по обращению с опасными отходами при отсутствии намерения последующей обработки, утилизации, обезвреживания.
Лампы не являются многотоннажными отходами, и наладить экономически эффективный сбор может только опытный оператор. Даже при наличии в регионе площадок временного складирования таких отходов вопрос надлежащего обеспечения комплекса услуг от сбора до утилизации/обезвреживания решить без наличия реально действующего производства в оптимальной транспортной и географической доступности невозможно.

Клевер: Да, многие предприятия сталкиваются с этой проблемой. У вас еще и отходы не рентабельные. Это не электронные отходы, где много ценных компонентов. Надеемся, что практика в этом направлении изменится. Вы говорили о логистике: у вас собственный логистический парк? Как у вас выстроены перевозки?

Марина Васильевна: У нас более 50 единиц спецтехники, так что справляемся своими силами. По законодательству привлечь на субподряд транспортные компании мы можем только при наличии у такого исполнителя лицензии, а также нелицензиатов — для перемещения отходов V класса опасности, например некоторых видов строительных отходов.

Клевер: Какие еще отходы вы перерабатываете на текущий момент?

Марина Васильевна: Для нас актуально развитие участка термического обезвреживания отходов. Мы привыкли считать, что сжигание не экологично. Однако есть отходы, из которых невозможно извлечь утильные фракции. В этих ситуациях термический участок необходим.
В основном сжиганию подвергаются «хвосты» резинотехнических изделий, то, что сложно подвергнуть пиролизу, промасленная ветошь, пищевые отходы и т.д.
В начале 2009 года стали принимать отработанные автомобильные покрышки, шины. Утилизация обеспечивается методом пиролиза. Позднее мы приобрели несколько реакторов, что позволило нарастить объемы сбора и переработки отработанных шин. В результате утилизации получаем пиролизную жидкость, которую используем как топливо на горелках на нашем термическом участке и продаем для использования в качестве печного топлива.
Пиролизное топливо стало для нас экономическим подспорьем. Но мы столкнулись с проблемой. Да, мы получаем рентабельную жидкость, но остается еще технический углерод или углеродистый остаток. Сейчас наша цель — найти дополнительных потребителей на этот продукт. Мы ввели в эксплуатацию мельничный комплекс, который позволяет увеличить дисперсность углерода. Строительные компании, например, используют его в качестве пигментной добавки к кладочным смесям.
Также в ходе исследований мы выявили, что у технического углерода есть эффективные сорбционные свойства и его можно использовать для очистки сточных вод. Так как наша деятельность связана с переработкой нефтеотходов, в производстве образуются нефтесодержащие сточные воды, а технический углерод способен впитать в себя нефтепродукты и осадить их в виде донного отложения.
Цех по переработке отходов пластмасс позволяет получить вторичное сырье — гранулы, дробленое полимерное сырье. Такое вторсырье уже закупают производители продукции из пластика.
Наши производственные мощности растут ежегодно, и мы не планируем останавливаться.

Клевер: Расскажите об объемах переработки и с какими видами отходов целесообразнее работать?

Марина Васильевна: В сегодняшних условиях наиболее рентабельны для нас отходы с высоким содержанием нефтепродуктов. Их можно подвергнуть пиролизу, и в ряде случаев при обеспечении обезвоживания и отделении механических примесей получить сырье для использования на собственном производстве и для продажи партнерам.
В основе экономической стабильности утилизирующих компаний — технологии, которые позволяют не только снизить класс опасности отхода, но и произвести вторичный продукт из отходов. Ведь производители отходов не всегда готовы платить высокую цену за утилизацию.
Таким образом, по убыванию рентабельности: отходы с высоким содержанием нефтепродукта, отходы РТИ, отходы электронного и электрического оборудования (ОЭЭО).

Клевер: Давайте поговорим о проблемах в отрасли.

Марина Васильевна: Отрасль по утилизации опасных отходов с нашей стране только зарождается. Ее развитие связано с целым комплексом проблем, которые непросто перечислить. Но их можно сгруппировать следующим образом:
  • проблемы государственного нормирования и контроля обращения с опасными отходами;
  • проблемы регулирования цен и конкурентоспособности на рынке услуг.
Вызывает обеспокоенность сегодняшнее положение лицензиатов, которые, реализуя услуги на объектах переработки в «родном» регионе, оказались неконкурентноспособны по цене за условную единицу закупки перед лицензиатами из более удаленных регионов России со значительно превышающим логистическим плечом от источника образования отхода к объекту переработки, в условиях исключительной обязанности победителя закупки утилизировать принятые отходы в местах, указанных в лицензии (без привлечения третьих лиц — субподрядчиков);
  • проблемы законодательного регулирования отрасли, включая отсутствие единообразного правоприменения;
  • в отдельную группу проблем отрасли можно вывести проблемы пиролиза, как технологии утилизации промышленных отходов;
  • сохранение технологической импортозависимости от европейских, китайских производителей оборудования по утилизации, в том числе ввиду отсутствия государственной поддержки представителей отрасли;
  • недостатки квалифицированных кадров преимущественно технических специальностей.

Конкретнее хотелось бы озвучить лишь некоторые из них.
1. Нет нормативного определения терминам «новая техника», «новая технология».
В силу основных терминов и определений, указанных в ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ , извлечь полезные фракции из отходов возможно исключительно в процессе утилизации отходов.
Никакой другой вид обращения с отходами не позволит вовлечь их во вторичный оборот легитимным способом (в том числе обработка отходов).
В соответствии с подп. «г» п. 3 Положения о лицензировании деятельности по утилизации отходов I–IV классов опасности, безусловным основанием для предоставления такой лицензии является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) положительного заключения государственной экологической экспертизы (в случаях, определенных Федеральным законом № 174-ФЗ).
При этом, согласно подп. 5 ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ, объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду.
Однако законодательство РФ не содержит нормативного определения терминов «новая техника», «новая технология».
Есть прецедент вынесения Росприроднадзор предписания о переоформлении лицензии в связи с отсутствием ГЭЭ на технологию, ранее прошедшую процедуру лицензирования (на примере последней проверки Агентства).
Более того, Росприроднадзор и его территориальные органы не имеют в штате квалифицированных сотрудников инженерных специальностей, способных грамотно определить технические характеристики оборудования, соотнести проверяемый объект (оборудование, технологическую линию) с проектной документацией.

Наше предложение:
  • дать нормативное определение понятиям «новая техника», «новая технология» в Федеральном законе № 174-ФЗ;
  • создать комиссию квалифицированных экспертов при Торгово-промышленной палате РФ, которая будет выдавать техническое заключение по вопросу, является ли техника/технология новой.

2. Недопустимость ограничения срока действия заключений ГЭЭ на объекты, поименованные в подп. 5 ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ: проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду.
Истечение срока действия такого заключения ГЭЭ не может свидетельствовать о том, что техника и технология снова стали новыми.
Кроме того, в силу требований Федерального закона № 99-ФЗ все лицензии действуют бессрочно. Ограничение срока действия Заключения ГЭЭ (5 лет) на новую технику/технологию, на оборудование по обезвреживанию отходов автоматически ограничивает действие и выданной на его основании лицензии на осуществление деятельности в области обращения с отходами I–IV класса опасности.
Следует пересмотреть подп. 8 ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ в части необходимости получения второго и последующих заключений ГЭЭ на новые технику и технологию как противоречащие принципам экологической экспертизы, законодательству о лицензировании отдельных видов деятельности и здравому смыслу.

3. Сложные и долгосрочные процедуры осуществления госуслуги по проведению ГЭЭ.
Так, средний срок проведения всех этапов ГЭЭ и получения итогового заключения занимает более одного года.
Следствие: иностранное оборудование, ввезенное в Россию для целей переработки опасных отходов и чаще всего приобретенное за счет кредитных средств, а также новейшие отечественные технологические линии вынуждены простаивать более 1,5 лет с учетом сроков прохождения процедур ГЭЭ и лицензирования.
У предприятия-лицензиата остается два пути:
  1. Вынужденных простой ввезенного и нового оборудования; фактическая переработка отходов на морально устаревшем и неэффективном оборудовании, и все это в условиях ежемесячного погашения кредитов.
  2. Ввод в эксплуатацию оборудования без ГЭЭ и оплата штрафов.
Ни первый, ни второй путь не служит целям политики ресурсосбережения, а также сдерживает развитие отрасли.

4. Отсутствует в свободном доступе реестр оборудования и технологий в области переработки опасных отходов, прошедших ГЭЭ и получивших положительное заключение, данных о производителях такого оборудования, технических характеристиках и др.
Для многих предприятий с экономической точки зрения более доступны технологии, уже имеющие все разрешительные документы. Так, осуществление всех процедур ГЭЭ обходится соискателю лицензии в миллионы рублей.
Владея информацией о технологиях и оборудовании с положительным заключением ГЭЭ, многие предприятия смогли бы внедрить в свое производство уже готовые проектные решения, экономя время и средства.

Клевер: Сколько раз вы уже переоформляли лицензию? И сколько времени занимает эта процедура?

Марина Васильевна: В 2009, 2013, 2017, 2021 годах. Сейчас работаем по лицензии 2021 года.
Подготовка пакета документов и административные процедуры занимают более одного года. Делая ставку на расширение номенклатурного перечня отходов, необходимо ориентироваться на заключения государственных экологических экспертиз, которые получены поставщиками оборудования.

Клевер: Расскажите о ваших благотворительных проектах.

Марина Васильевна: Сейчас мы сотрудничаем с общественной организацией «Экологический десант».
Миссия «Экодесанта» — вести просветительскую деятельность, приучить молодежь ответственно относиться к природе и ее богатствам. Совместно мы проводим экологические мероприятия по устройству лесных тропинок, разработке туристических маршрутов, установке мусорных баков, очистке от бытовых отходов леса и водоохранных зон. Маршруты проходят через местные природные достопримечательности — водопады, дольмены. Таким образом прививается интерес молодежи к путешествиям, туризму, спорту, экологии. Неравнодушные жители сами собирают мусор, следят за санитарной обстановкой в лесу, высаживают деревья. Со своей стороны мы стараемся финансировать эти мероприятия, а также принимаем отходы, которые собирают дети и местные жители.
Наши экологи тоже часто участвуют в туристических походах вместе с детьми, где рассказывают об опасности тех или иных отходов, о способах переработки, о том, что есть реально существующие предприятия, которые способны их утилизировать. Детям интересно, что из вторичных ресурсов можно произвести новую продукцию.
Сейчас, особенно в крупных городах, стало модно сортировать коммунальные отходы. Региональные операторы ставят отдельные контейнеры, обустраивают площадки для раздельного сбора макулатуры, стекла, пластика. Очень важно на деле показать факт переработки вторичных ресурсов и отчитаться перед населением. Такая коммуникация будет дополнительно стимулировать граждан к ответственному отношению к природе и раздельному сбору.
Мы проводим экскурсии на нашем производстве, где показываем, как работает оборудование, как выглядит сортировка отходов на первичном этапе, в чем заключается предварительная подготовка к утилизации — обезвоживание, прессование. Дети видят своими глазами эффект от собственного труда. Да, у нас опасное производство, поэтому мы долго готовимся к каждой экскурсии, просчитываем все риски.

Клевер: Марина, благодарим вас за интересную беседу, за ваше искреннее отношение к проблемам отрасли.

Марина Васильевна: От имени всей нашей команды благодарю за предоставленную возможность стать участниками ассоциации «Клевер». Сюда не так-то просто попасть, все участники заслужили определенный градус доверия. Мы рады, что для нас наконец появилась возможность открыто говорить о проблемах отрасли и, самое главное, — реально влиять на изменения.
Также хочу отметить эффективное взаимодействие внутри ассоциации. Мы уже получили несколько предложений от организаций, которые готовы в больших объемах приобретать у нас оргтехнику. Уже задумались о том, чтобы наращивать свои логистические мощности.
Мы возлагаем большие надежды на наше сотрудничество, потому что на одной площадке собираются и органы государственной власти, и бизнес, и общественные организации.