Интервью

Томас Петровский: «Будущее за гибкими технологиями, способными стать базой для совершенно разной продукции»

Мы продолжаем знакомить читателей с игроками рынка утилизации в серии эксклюзивных публикаций. В этом выпуске предлагаем вам созданное в творческой коллаборации Ассоциации «Клевер» и журнала «Справочник эколога» интервью с Томасом Геннадьевичем Петровским, Председателем совета директоров Delfin Group, в котором он рассказал об утилизации отработанных масел как новом направлении деятельности компании.

Томас Геннадьевич, сначала несколько слов о вашей компании.

– Группа компаний Delfin Group объединяет 27 различных направлений бизнеса и 20 предприятий, расположенных в пяти промышленных кластерах Московской области, и выпускает более 29 тыс. наименований продукции в сегментах пластиковой тары, бытовой химии, жидкой косметики, полиграфии. Основными видами нашей деятельности остаются производство и реализация широкого спектра моторных, трансмиссионных, гидравлических масел, охлаждающих, тормозных, стеклоомывающих жидкостей, смазок, автомобильной химии и всех видов автофильтров. Мы развиваем и олеохимию, в нашем случае это производство глицерина и биопропиленгликоля.

Экологическая политика нашей компании направлена на полную утилизацию отходов производства там, где это позволяют технологии.

Устойчивый рост и развитие – основа нашей стратегии, в которой важное место отведено как «зеленым» технологиям, так и интеллектуальной составляющей.

В 2022 году вы запустили завод по регенерации масел на 40 тыс. тонн, но сейчас строится ваше новое предприятие – уже на 180 тыс. тонн! Серьезные объемы. А рынок нуждается в таких объемах переработки?

– Смотрите, сегодня объем рынка потребления нефтяных масел в России составляет 1,6 млн тонн, если говорить обо всех сегментах промышленного использования, а также об объемах потребления масел гражданской и специальной автомобильной техникой, авиацией, флотом и железнодорожным транспортом. Соответственно, ежегодно в России образуется 0,8 млн тонн отработанных масел, большая часть которых нелегально используется как печное топливо. Так что на рынке есть еще достаточно места для новых участников.

Расскажите, пожалуйста, о своем проекте.

– Проект реализуется в индустриальном кластере Рахманово, в Пушкинском районе Московской области. В нем применяется уникальная передовая европейская технология, благодаря которой отработанные моторные масла проходят через комплекс полной регенерации и раскладываются на базовые масла, легкие чистые фракции для получения тепла и гудрон для производства асфальта. Степень переработки при применении этого метода составляет 98%.

Инфраструктура нашей производственной площадки позволяет запустить еще одну линию мощностью 180 тыс. тонн по входящему сырью. Поэтому мы не останавливаемся на достигнутом и стремимся далее наращивать объемы производства.

Какие технологии вы используете?

– Прежде чем дать старт работе в этом направлении, мы провели глубокие исследования существующих в мире технологий и выбрали наиболее современные и передовые, основанные на вакуумно-ректификационном методе очистки. Как я уже упоминал, в результате глубокой регенерации получаются несколько продуктов более высокого качества, включая базовое масло.

Есть ли у вас проблемы с поставками сырья на переработку? Как выстроена система сбора?

– Вы правы, проблемы поставок сырья – основная болевая точка вторичной переработки. Поэтому мы были вынуждены создать собственную систему сбора, транспортировки и хранения отработанных масел. Как оказалось, это очень сложная и многогранная задача. Большая часть отработанных масел находится в зоне серого оборота, отсутствуют стандартные критерии по качеству и допустимым включениям. Одним из решений по обеспечению стабильности производства было строительство емкостного парка для создания необходимых запасов отработанных масел.

Да, переработка масел – это действительно очень сложный процесс из-за нестабильности состава поступающих отходов. Как вам удается с этим справляться?

– Наверное, мы вовремя поняли, что будущее за гибкими технологиями, способными стать базой для совершенно разной продукции.

Планируете ли вы в будущем утилизацию и других видов отходов?

– Мы уже сегодня успешно занимаемся переработкой отходов пластмасс в рамках производства тех или иных видов тары – в той мере, в какой это допускается технологиями и требованиями к конечным продуктам. В общей сложности перерабатываем около 1 тыс. тонн вторичных пластмасс в год.

Оказываете ли вы услуги по выполнению нормативов в рамках РОП? Или, может быть, планируете их оказывать?

– Да, в соответствии с действующим законодательством мы оказываем услуги по выполнению нормативов в рамках РОП.

С какими проблемами и вызовами сталкивается ваша компания и отрасль сегодня? Как, на ваш взгляд, их можно преодолеть?

– Я бы выделил здесь три направления.

Во-первых, отсутствие законодательного регулирования рынка отработанных масел стимулирует развитие рынка теневого некачественного топлива и все связанные с этим беды.

Во-вторых, даже для самых добросовестных природопользователей проблема утилизации отработанных масел практически нерешаема из-за отсутствия технологий и производственных мощностей по регенерации отработанных нефтяных масел в базовые. Особенно остро эта проблема стоит в северной и азиатской частях нашей страны.

И в-третьих, осложняет ситуацию отсутствие логистики отработанного сырья: нет системы и алгоритмов работы с отработанными маслами, отсутствуют стандарты их хранения и транспортировки до предприятий по регенерации. А такие предприятия, в свою очередь, невозможно строить без обеспечения сырьевой базой в нужных объемах.

Учитывая размеры нашей страны, преодоление всех этих проблем в области сбора и транспортировки отработанных масел к местам переработки требует государственной поддержки.

А вам удалось воспользоваться какими-то мерами государственной поддержки?

– Нет, мы реализуем наши проекты в рамках собственных возможностей, как финансовых, так и технологических.

Почему вы этим занимаетесь? За счет чего, на ваш взгляд, может и должна развиваться отрасль утилизации в России?

– Я уверен, что отрасль утилизации в России еще получит свое развитие за счет вовлечения максимального количества отходов в цикличную экономику на базе современных технологий сбора, транспортировки и переработки. Но при этом государство должно обязательно оказывать нормативную и финансовую поддержку – хотя бы потому, что за этим последуют серьезные экономические и экологические эффекты, которые приведут, в частности, к росту эко-образованности населения и к повышению общего уровня жизни.

Что вам дает членство в СРО «Ассоциация утилизаторов отходов «Клевер»?

– Нам важен глубокий и разносторонний обмен опытом с участниками профессионального сообщества. Ведь наша совместная деятельность – это вклад в становление экономики замкнутого цикла на уровне всей страны. Кроме того, Ассоциация дает возможность довести коллективное мнение утилизаторов до государственных органов и получить государственную поддержку.

Ваши пожелания участникам отрасли?

– Коллеги, хочется искренне пожелать всем нам больших успехов в трудном, но исключительно важном деле: создании чистого будущего для наших детей и внуков!

Беседовал: Президент СРО «Ассоциация утилизаторов отходов «Клевер» Владимир Зотов.