Кристина Тен: «На протяжении последних нескольких лет ЭКОВЕЙ активно прорабатывала вопросы повторного вовлечения отработанного растительного масла в процесс производства биотоплива»
Как отработанное фритюрное масло из ресторанов стало топливом для морского транспорта
ЭКОВЕЙ — эксперт в области сбора и дальнейшей переработки масложировых отходов в биокомпоненты. С 2018 года компанией успешно реализованы несколько проектов по локальной переработке масложировых отходов из предприятий общественного питания и пищевых производств. В 2022 году в России было локализовано производство биотоплива, в 2023 успешно реализован проект создания уникального топлива для морского транспорта. О том, как производят биотопливо, с какими трудностями сталкивается бизнес и где еще используют отработанное растительное масло, мы поговорили с Кристиной Тен, генеральным директором ЭКОВЕЙ.
Клевер: Кристина, ваша компания занимается сбором и переработкой отработанного фритюрного масла. Как возникла идея заниматься этим бизнесом? С чего начиналось?
Кристина Тен: Сейчас компания ЭКОВЕЙ занимается сбором и переработкой отработанного растительного масла из «Вкусно — и точка» в нескольких регионах России. На протяжении последних нескольких лет ЭКОВЕЙ активно прорабатывала вопросы повторного вовлечения отработанного растительного масла (ОРМ) в процесс производства биотоплива. В сотрудничестве с компаниями «Газпромнефть Марин Бункер» и «Вкусно — и точка» мы добились больших результатов в использовании ОРМ в качестве биокомпонента для судового топлива. Начиналось все с того, что я работала в компании по утилизации масложировых отходов, которая сейчас является нашим партнером и входит в Ассоциацию специалистов и предприятий в сфере переработки масложировых отходов (АПМО). Долгое время большая часть отечественного ОРМ уходило в Европу на биодизельные заводы. Идея создать отечественный проект по переработке родилась в процессе многолетних наблюдений за тем, как ценный, по сути, ресурс утекает из страны и служит для сокращения выбросов СО2 в Европе. В 2015 году была создана компания ЭКОВЕЙ, которая занималась сбором отработанного растительного масла из ресторанов. Поначалу эти вторресурсы уходили на экспорт. Но параллельно с этим мы работали над проектом по переработке ОРМ внутри страны. Взяв за основу европейский опыт утилизации, мы стали активно рассказывать на всех площадках о возможности производства биотоплива в России, выходили с предложениями на потенциальных партнеров. Сначала это было никому не интересно: в нашей стране достаточное количество нефтепродуктов, чтобы задумываться о зеленом топливе. А все подобные проекты требуют больших вложений, научных исследований и поддержки со стороны государства.
Клевер: А насколько биотопливо дешевле природного? Или его использование выгодно только с экологической точки зрения, в целях снижения выбросов парниковых газов?
Кристина Тен: Да, на данном этапе, это низкомаржинальный бизнес. Приходится прикладывать много усилий, чтобы удерживать стоимость биокомпонента на уровне дизеля.
Клевер: Расскажите, пожалуйста, как выстроена бизнес-модель вашей компании: в каких регионах вы работаете, как собираете масло, куда отправляете на переработку?
Кристина Тен: ЭКОВЕЙ занимается сбором и обработкой ОРМ из ресторанов в нескольких регионах России — Москва и Московская область, Северо-Западный федеральный и Южный федеральный округа. В компании есть подразделения и по сбору масла, и по его переработке, и по подготовке биокомпонента. Все собираемое ОРМ из сети ресторанов «Вкусно — и точка» сейчас идет на производство биокомпонента для «Газпромнефть Марин Бункер». Машины нашей компании по графику ездят по ресторанам, забирают отходы и везут на переработку. Предварительно мы поставляем в рестораны необходимую тару — это металлические и пластиковые бочки. Объемы вывозимого масла зависят от товарооборота конкретной точки: к кому-то мы приезжаем раз в неделю, к кому-то — 2 или 3. После того, как собранные ресурсы привозят к нам, должно пройти определенное время: масло отстаивается, и специалисты проводят необходимые замеры: на каждом этапе важно брать пробы на соответствие всем стандартам, чтобы получить высококачественный продукт. Далее мы готовим биокомпонент, который отправляем на производство в «Газпромнефть Марин Бункер». Путем блендинга коллеги создают уже собственный продукт — уникальное судовое биотопливо.
Клевер: Какие технологии и оборудование используете в производстве?
Кристина Тен: На предприятии мы используем уникальную технологическую обработку: это — многостадийное отстаивание, фильтрация и термообработка. Рецептура биотоплива разработана на основе переработанного фритюрного масла и низкосернистого экологического судового топлива. Смешение компонентной базы, производство, лабораторный контроль, хранение и перевалка судового биотоплива происходят уже на терминале «Газпромнефть Марин Бункер» в порту Санкт-Петербурга. Новое топливо соответствует техническому регламенту и может использоваться на большинстве морских и речных судов.
Клевер: Давно ли ваша компания сотрудничает и реализует совместный проект с «Газпромнефть Марин Бункер»?
Кристина Тен: На протяжении двух лет проект был в разработке. И летом 2023 года «Газпромнефть Марин Бункер» осуществил первую в России заправку морского транспорта судовым топливом на биокомпонентной основе. Бункеровку произвели в порту Санкт-Петербурга.
Клевер: Можно уточнить: последние 2 года вы реализовываете проект по производству биотоплива, а предыдущие 8 лет занимались сбором ОРМ и отправляли его на экспорт в Европу? Сыграло ли здесь свою роль сокращение экспортного рынка?
Кристина Тен: Возможно, одно повлияло на другое. Сейчас экспорт масла также идет в Европу, несмотря на все ограничения — как компании работали, так и продолжают работать. Мы понимаем, что в любой момент Европа может закрыть и этот канал, и мы останемся с большими объемами внутри страны. Со стороны может показаться: что такого страшного, это же растительное масло — вылил его, и проблема решена. Но в перспективе накопление такого объема масложировых отходов приведет к экологической катастрофе. Любое масло важно правильно утилизировать. И вот два года назад мы со своей стороны начали ускорять реализацию собственного проекта, понимая возможные последствия.
Клевер: С какими еще сложностями приходится сталкиваться в бизнесе?
Кристина Тен: Отсутствие сертификации — это первое. Второе — практически весь объем отработанного растительного масла уходит сейчас в Европу. Евросоюз поддерживает зеленую повестку, субсидирует производителей биотоплива. Там заниматься таким бизнесом интересно. Что же происходит у нас? Производители отработанного растительного масла увидели в нем золотую жилу и нерационально его оценивают. Порой доходит до того, что стоимость ОРМ равна или даже выше стоимости пищевого растительного масла. Европейский рынок создал высокую конкуренцию среди сборщиков масложировых отходов. И получается, что оставлять ОРМ внутри страны и производить отечественное биотопливо не выгодно. В начале вы задали вопрос: насколько дешевле биотопливо по сравнению с обычным дизелем? А оно не дешевле, а гораздо дороже. И основная доля расходов — закупка ОРМ у генераторов. Со стороны государства здесь нет регулирования. За ТКО платит сам производитель ТКО, а в нашей ситуации наоборот: компания избавляется от отходов и еще получает за это деньги. И этот товар она может выставить на продажу за любую цену. Пока не будет вовлечения со стороны государства, будет продолжаться такая история.
Клевер: Есть ли недопонимания с конкурентами?
Кристина Тен: Два года назад появилась Ассоциация специалистов и предприятий в сфере переработки масложировых отходов (АПМО). Основные игроки вступили туда с целью взаимоподдержки. Если на рынке устраивать ценовую борьбу, то выиграет только одна сторона — генератор ОРМ. При этом компании-сборщики предоставляют обменную тару для сбора отходов, обеспечивают график вывоза, комфортный для поставщика отработанного масла. Одним словом, сейчас мы наблюдаем рынок ГЕНЕРАТОРА отходов.
Клевер: Расскажите о других проектах компании.
Кристина Тен: Один из наших инновационных проектов — сбор кофейного жмыха из ПБО «Вкусно — и точка» в Москве и Санкт-Петербурге. На данный момент большие его объемы из ресторанов вывозят на полигоны. А кофейный жмых — ценный ресурс, который можно использовать и для создания биотоплива, в косметологии, при производстве посуды и мебели, посыпать дорожки в гололед. Основанный нами проект нацелен на производство биогумуса с вовлечением кофейного жмыха. Этим удобрением можно подкармливать комнатные и огородные растения. Мы планируем выйти с предложением на Правительство Москвы, например, предложить установить в парках скамейки, произведенные с добавлением такого отхода. В рамках просветительской деятельности мне это представляется прекрасной идеей. Люди могли бы наглядно увидеть и почувствовать: «Вот кофе, который я выпил, и теперь сижу на скамейке, которая изготовлены с использованием кофейного жмыха». Помимо этого, у нас есть проект по сбору отработанного растительного масла от населения с Собиратором. В этом мы видим большую ценность: в домохозяйствах образуется большое количество таких ресурсов, которые люди просто сливают в канализацию. Со своей стороны хотим еще запустить просветительскую деятельность с «Немузеймусора» и ППК «РЭО».
Клевер: Не было мысли, на базе «Собиратора» поставить, например, фандоматы, какие сейчас есть для пластика, металлических бутылок?
Кристина Тен: Да, мы планируем поставить фандоматы у одного из ритейлеров — хочется сделать, чтобы людям было удобно сдавать отработанное растительное масло рядом с домом. Я представляю себя на месте потребителя, знаю основные вопросы по сбору ОРМ: как долго накапливать? куда его потом сдавать? Так что в этом направлении работаем.
Клевер: По биокомпонентам работаете только с «Газпромнефть Марин Бункер»? Планируете ли наращивать объемы? Какие планы на будущее развитие компании?
Кристина Тен: По биокомпонентам — на данный момент весь объем отправляем в «Газпромнефть Марин Бункер». Они раньше всех проявили интерес к биотопливу и реализовали первый в России проект по использованию биокомпонента из ОРМ при производстве судового топлива с низким углеродным следом. По сбору отработанного растительного масла — продолжаем наращивать объемы. Сейчас в нашем портфеле два кита ресторанов быстрого обслуживания: «Вкусно — и точка» и «Бургер Кинг». Обслуживание сети — это один определенный регламент работы, одиночных ресторанов — другой. Чтобы сохранять качество сервиса, нам важно придерживаться одной политики и структуры поведения.
Клевер: Что, по Вашему мнению, может простимулировать развитие бизнеса, что нужно для успеха?
Кристина Тен: На мой взгляд, нужно, чтобы государство проявило интерес к нашей отрасли. Сейчас практически весь объем ОРМ уходит в Европу, а значит, что-то прогнозировать очень сложно. Европа заплатит дороже, и масло уйдет из страны вместо того, чтобы отправиться на производство отечественного биотоплива.
Клевер: Вы недавно вступили в Ассоциацию «Клевер». Что ожидаете от сотрудничества?
Мы вступили в «Клевер», потому что видим, как Ассоциация отстаивает интересы и оказывает поддержку участникам на государственном уровне. Решает отраслевые проблемы и предлагает эффективные решения. В ассоциации есть профессиональное комьюнити, где участники обмениваются опытом, находят новых партнеров и клиентов. Все это создает сильное окружение, которое, как и мы, являются профессионалами в своем деле.